Первая в России бумагоделательная машина.

Первая в России бумагоделательная машина

Рису­нок И.И. Свиязева

“Про­хо­дит год и Петер­гоф сла­вит­ся чудес­ною выдел­кою бума­ги, сто­устая мол­ва про­по­ве­ду­ет о бес­ко­неч­ной длине листов и игри­вое вооб­ра­же­ние усти­ла­ет одним из них доро­гу меж­ду дву­мя рос­сий­ски­ми сто­ли­ца­ми”. Из впе­чат­ле­ний И.И. Ивли­е­ва, участ­ни­ка стро­и­тель­ства Петер­гоф­ской Импе­ра­тор­ской бумаж­ной фаб­ри­ки, о пер­вой в Рос­сии бумаж­ной машине


Изоб­ре­тён­ная во Фран­ции в 1799 г Нико­ла­сом Луи Робе­ром маши­на для про­из­вод­ства бес­ко­неч­но­го бумаж­но­го полот­на, была впер­вые изго­тов­ле­на в Англии. Это сде­ла­ли общи­ми уси­ли­я­ми англий­ские бумаж­ни­ки Джон Гем­бл, два бра­та Фурд­ри­нье (Ген­ри и Сили) и инже­нер — меха­ник Брай­ан Дон­кин. Они осно­вы­ва­лись на патен­те Луи Робе­ра и усо­вер­шен­ство­ва­ли его. Первую маши­ну шири­ной 76,2 см они сде­ла­ли на маши­но­стро­и­тель­ной фаб­ри­ке в Фраг­мо­ре в 1803 году. Вто­рая маши­на была шири­ной 1м 52 см. К 1810 году их было изго­тов­ле­но уже 10 [1].

Маши­но­стро­и­тель­ная ману­фак­ту­ра в англий­ском Фрог­мо­ре может счи­тать­ся колы­бе­лью бумаж­ных машин (бума­го­де­ла­тель­ные маши­ны бумаж­ни­ки назы­ва­ют “бумаж­ны­ми” или “буммашинами,иногда совсем корот­ко — БДМ). От это­го вре­ме­ни в бумаж­ной про­мыш­лен­но­сти оста­лось назва­ние плос­ко­се­точ­ных бума­го­де­ла­тель­ных машин “фурд­ри­не­ры” (Fourdrinier-Maschinen), исполь­зу­ю­ще­е­ся до сих пор.

От ручного черпания к машинному производству

До 1818 г бума­га в Рос­сии про­из­во­ди­лась руч­ным полист­ным чер­па­ни­ем из чана с бумаж­ной мас­сой. Появ­ле­ние в Рос­сии пер­вой бумаж­ной фаб­ри­ки машин­но­го про­из­вод­ства (отли­ва) — Импе­ра­тор­ской бумаж­ной фаб­ри­ки в Петер­го­фе, опи­са­но для нас, “вос­пи­тан­ни­ком Ака­де­мии Худо­жеств” И.И. Сви­я­зе­вым [2]. Г‑н И.Свиязев, будучи далё­ким от тех­ни­ки, пере­да­ёт эмо­ци­о­наль­ное состо­я­ние от уви­ден­но­го на фаб­ри­ке, при­во­дит инте­рес­ную инфор­ма­цию об устрой­стве фаб­ри­ки. (Из даль­ней­ше­го мы уви­дим, что мно­гое в его интер­пре­та­ции собы­тий не соот­вет­ству­ет дей­стви­тель­но­сти). Им сде­ла­ны рисун­ки зала бум­ма­шин и отдель­ных видов обо­ру­до­ва­ния с нату­ры. Один из рисун­ков зала двух бумаж­ных машин в заго­лов­ке наше­го поста.И.И. Сви­я­зев пишет, что в 1815 году Г. Тати­щев (види­мо в ини­ци­а­ле автор ошиб­ся, да и с годом неувя­зоч­ка, но не это было для него важ­но…), путе­ше­ствуя в Англии позна­ко­мил­ся с рос­сий­ским под­дан­ным Ф.Н. фон Вистин­гау­зе­ном, кото­рый пока­зал ему “знат­ней­шую фаб­ри­ку” по “выдел­ке” бума­ги. Тати­щев убе­дил Вистин­гау­зе­на помочь орга­ни­зо­вать пере­до­вое про­из­вод­ство бума­ги в Рос­сии. Тот согла­сил­ся и через три неде­ли было полу­че­но согла­сие Импе­ра­то­ра (Алек­сандра I) на реа­ли­за­цию проекта!

Вистин­гау­зе­ну пред­ло­жи­ли изго­то­вить сна­ча­ла “проб­ную или вре­мен­ную” маши­ну. Эта экс­пе­ри­мен­таль­ная, гово­ря совре­мен­ным язы­ком, маши­на поме­ща­лась в Импе­ра­тор­ской гра­ниль­ной фаб­ри­ке. Она была ещё сла­бым подо­би­ем того, что долж­но было быть совер­шен­ством. Вистин­гау­зен был назна­чен дирек­то­ром и гра­ниль­ной и бумаж­ной фаб­рик и при­нял пору­че­ние за 4 года постро­ить бумаж­ную фаб­ри­ку рядом с гра­ниль­ной. Фаб­ри­ка была откры­та в сен­тяб­ре 1818 года. На фаб­ри­ке парал­лель­но были уста­нов­ле­ны две бума­го­де­ла­тель­ных маши­ны. У И.И. Сви­я­зе­ва нет инфор­ма­ции об изго­то­ви­те­ле машин. 

Кто изготовитель первой бумажной машины?

По инфор­ма­ции З.В. Участ­ки­ной [3] они были изго­тов­ле­ны сила­ми двух пред­при­я­тий: Пет­ро­град­ской гра­ниль­ной фаб­ри­ки и Петер­бург­ско­го казён­но­го литей­но­го заво­да (в послед­ствии Киров­ский завод). На гра­ниль­ной фаб­ри­ке были хоро­шие меха­ни­че­ские мастер­ские, кото­рые дела­ли инстру­мен­ты и вполне мог­ли, види­мо, делать неко­то­рые дета­ли для бумаж­ных машин. В этом слу­чае нуж­ны были бы соот­вет­ству­ю­щие чер­те­жи. Зоя Васи­льев­на очень рез­ко отзы­ва­ет­ся о дея­тель­но­сти “ино­зем­ца” Вистен­гау­зе­на. Ссы­ла­ясь на заклю­че­ние след­ствен­но­го коми­те­та цар­ско­го пра­ви­тель­ства, кото­рый уста­но­вил целый букет нару­ше­ний кон­трак­та Вил­лен­гау­зе­ном, она кон­ста­ти­ру­ет, что он пре­пят­ство­вал раз­ви­тию бумаж­но­го про­из­вод­ства в Рос­сии, так как им была полу­че­на от цар­ско­го пра­ви­тель­ства при­ве­ле­гия на полу­че­ние 25% от при­бы­ли сво­ей фаб­ри­ки и от бумаж­ных машин, уста­нов­лен­ных на дру­гих фаб­ри­ках в тече­ние 10 лет. И с удо­вле­тво­ре­ни­ем сооб­ща­ла о том, что этот гос­по­дин в конеч­ном счё­те был выдво­рен из России. 

В этом месте вос­поль­зу­ем­ся дву­мя дру­ги­ми источ­ни­ка­ми, кото­рые поз­во­ля­ют скор­рек­ти­ро­вать све­де­ния З.В. Участкиной.

Пер­вый из них из-за рубе­жа. В боль­шом тру­де, “Исто­рия бума­ги” [1], к кото­ро­му мы обра­ща­ем­ся регу­ляр­но, гово­ря о созда­нии пер­вых бумаж­ных машин, Ханс Волф при­во­дит такую исто­рию. Яко­бы рус­ский царь Алек­сандр I в 1814 году посе­тил ману­фак­ту­ру Ген­ри Фурд­ри­нье в Англии. Дого­во­рил­ся об изго­тов­ле­нии двух бум­ма­шин для Рос­сии. Маши­ны были изго­тов­ле­ны. Но обе­щан­ные пла­те­жи не посту­пи­ли и 72-лет­ний Фурд­ри­нье в сопро­вож­де­нии доче­ри ездил в Петер­бург и вру­чил в руки уже Нико­лая I пети­цию. По про­ше­ствии дли­тель­но­го вре­ме­ни, пла­те­жи были осу­ществ­ле­ны. Отме­тим, что Г. Фурд­ри­нье родил­ся в 1766 году, зна­чит, в Петер­бург он ездил в 1838.

Вто­рая вер­сия об изго­то­ви­те­лях машин повто­ря­ет­ся раз­ны­ми источ­ни­ка­ми. Все схо­дят­ся на том, что маши­ны были изго­тов­ле­ны за рубе­жом, но назы­ва­ют­ся раз­ные фами­лии про­из­во­ди­те­лей: Фурд­ри­нье [4] и Дон­кин [5].

Когда этот пост уже был готов к пуб­ли­ка­ции, на сай­те Сою­за жур­на­ли­стов Санкт-Петер­бур­га и Ленин­град­ской обла­сти мы обна­ру­жи­ли ещё одну, осно­ван­ную на Питер­ских архи­вах, инфор­ма­цию об исто­рии Петер­гоф­ских бумаж­ных машин. Там же нашли про­ект фаса­да бумаж­ной ману­фак­ту­ры, фото­гра­фию кото­рой пока най­ти не уда­лось. По инфор­ма­ции И.И. Сви­я­зе­ва кор­пус фаб­ри­ки был орга­нич­но при­стро­ен к кор­пу­су суще­ство­вав­шей гра­ниль­ной фаб­ри­ки. Внут­рен­нее устрой­ство под­чи­не­но зада­чам про­из­вод­ства. Здесь “архи­тек­ту­ра слу­жит механике”.

Фасад Петер­гоф­ской Импе­ра­тор­ской бумаж­ной фаб­ри­ки. Про­ект архи­тек­то­ра Е.Т. Соколова

Расследование истории первой бумагоделательной машины

Рас­ска­жем о том, что уда­лось уста­но­вить жур­на­ли­стам Алек­сан­дру Потрав­но­ву и Татьяне Хмель­ник. Подроб­но­сти на ука­зан­ном сай­те в про­фес­си­о­наль­ном изло­же­нии жур­на­ли­стов, на осно­ва­нии най­ден­ных доку­мен­тов, как они пишут “без фантазий”.

Вызы­ва­ет недо­уме­ние игно­ри­ро­ва­ние исто­рии бумаж­ной фаб­ри­ки в Петер­го­фе. Пишут что зда­ние постро­е­но в 1777 г Фель­те­ном. При этом умал­чи­ва­ет­ся о осно­ва­тель­ной пере­строй­ке, кото­рой под­верг­лось зда­ние в 1815–1816 гг. при стро­и­тель­стве фаб­ри­ки. Умал­чи­ва­ет­ся и исто­рия импе­ра­тор­ской бумаж­ной фабрики.

Дипломатическое начало проекта машины

Нача­ло исто­рии пер­вой бума­го­де­ла­тель­ной маши­ны поло­жил, нахо­див­ший­ся с какой-то сек­рет­ной мис­си­ей в Англии рос­сий­ский дипло­мат, тай­ный совет­ник Дмит­рий Пав­ло­вич Тати­щев. В мае 1813 года посе­ща­ет бумаж­ную фаб­ри­ку, зна­ко­мит­ся с Ген­ри Фурд­ри­нье и пишет Алек­сан­дру I посла­ние. Пере­прав­ля­ет ему образ­цы бума­ги, опи­сы­ва­ет выго­ды машин­но­го про­из­вод­ства бума­ги. Под­чёр­ки­ва­ет, что бума­гу мож­но про­из­во­дить из ста­рых кана­тов и верё­вок. (У мор­ской дер­жа­вы Англии это­го добра было мно­го, а в Рос­сии, как ока­за­лось, это ста­ло про­бле­мой). Вер­сия о том, что Алек­сандр I ини­ци­и­ро­вал созда­ние фаб­ри­ки не соот­вет­ству­ет дей­стви­тель­но­сти. Импе­ра­тор дей­стви­тель­но был в Англии в 1814. Но был там в июне, к это­му вре­ме­ни кон­тракт с Вистин­гау­зе­ном был уже под­пи­сан (в апреле).

Представитель изобретателя — Вистингаузен

Тати­щев про­вёл пере­го­во­ры с Фурд­ри­нье о стро­и­тель­стве бумаж­ной фаб­ри­ки в Рос­сии. С само­го нача­ла они ста­ра­лись, что­бы инфор­ма­ция о пере­го­во­рах не дошла до пра­ви­тель­ства Англии, так как вывоз обо­ру­до­ва­ния и тех­но­ло­гии бумаж­но­го про­из­вод­ства был под запре­том. Ген­ри Фурд­ри­нье, как извест­но [1] испы­ты­вал в это вре­мя серьёз­ные финан­со­вые труд­но­сти и согла­сил­ся на пере­да­чу и масте­ро­вых людей и инфор­ма­ции по обу­строй­ству маши­ны. Сво­им упол­но­мо­чен­ным пред­ста­ви­те­лем он пред­став­ля­ет Тати­ще­ву Ф. В. Вистин­гау­зе­на. При этом наде­ля­ет его исклю­чи­тель­ны­ми пол­но­мо­чи­я­ми пред­став­лять от сво­е­го име­ни рус­ско­му пра­ви­тель­ству метод изго­тов­ле­ния бума­ги и пред­при­ни­мать любые меры по дан­но­му пред­ме­ту. Меж­ду пред­ста­ви­те­лем рос­сий­ско­го Пра­ви­тель­ства Дмит­ри­ем Тати­ще­вым и Фри­дри­хом Вестин­гау­зе­ром были под­пи­са­ны Усло­вия. В пунк­те №1 ска­за­но “… Вве­сти в Рос­сии искус­ство выде­лы­вать бума­гу по сей новой мето­де, кото­рою заме­ня­ют­ся все вооб­ще руч­ные рабо­ты, а так­же про­из­во­дить выдел­ку бума­ги из ста­рых кана­тов и верё­вок …”. Усло­вия опре­де­ля­ли, что все затра­ты на устрой­ство фаб­ри­ки, вклю­чая опла­ту пере­ез­да и содер­жа­ния на пери­од стро­и­тель­ства все­го пер­со­на­ла, ложат­ся на рос­сий­ское пра­ви­тель­ство. После нача­ла рабо­ты фаб­ри­ки Вистен­гау­зе­ру при­чи­та­лось 25% от чистой при­бы­ли (п.№10).

Генри Фурдринье-один из создателей первых бумажных машин в мире
Порт­рет Ген­ри Фурд­ри­нье в виде водя­но­го зна­ка в бумаге

Обычная коррупция или издержки работы спецслужб? 

Кто же такой Фри­дрих (или Фре­де­рик) Вильям Вистин­гау­зен? Жур­на­ли­стам уда­лось выяс­нить, что он родил­ся в Рос­сий­ской импе­рии, в Реве­ле в 1777 г. Выез­жал в Англию, где зани­мал­ся неиз­вест­ным биз­не­сом, но в 1812 г. обанкротился.

Такое дове­рие со сто­ро­ны хозя­и­на бумаж­ной фаб­ри­ки и изоб­ре­та­те­ля маши­ны Фурд­ри­нье к Вистин­гау­зе­ну, как пред­по­ла­га­ют жур­на­ли­сты, объ­яс­ня­ет­ся удач­ной женить­бой послед­не­го на непро­стой девуш­ке. Мать жены была сест­рой сэра Уилья­ма Кон­гри­ва, 1‑го баро­не­та, гене­рал-лей­те­нан­та, смот­ри­те­ля Коро­лев­ских лабо­ра­то­рий Коро­лев­ско­го Арсе­на­ла. Дво­ю­род­ным бра­том жены был 2‑й баро­нет — изоб­ре­та­тель англий­ско­го ракет­но­го ору­жия. Род­ствен­ни­ки жены были вли­я­тель­ны­ми людь­ми в воен­ных кру­гах Вели­ко­бри­та­нии. В 1800 г Вистин­гау­зен полу­чил англий­ское гражданство.

Фурд­ри­нье, по дан­ным Тати­ще­ва, про­из­во­дил для пра­ви­тель­ства из сво­ей бума­ги части заря­дов для патро­нов и пушек (види­мо име­ют­ся вви­ду гиль­зы и хлоп­ко­вый порох). По всей веро­ят­но­сти он был зна­ком со смот­ри­те­лем лабо­ра­то­рии Арсе­на­ла, и в свя­зи с рабо­той на Арсе­на­ле мог позна­ко­мить­ся с Витингаузеном.

Из жур­на­лист­ско­го рас­сле­до­ва­ния ста­но­вит­ся понят­но отку­да воз­ник­ла вер­сия Хан­са Воль­фа о ковар­стве рус­ско­го Импе­ра­то­ра, не запла­тив­ше­го Фурд­ри­нье за маши­ны. Ока­зы­ва­ет­ся в англий­ском жур­на­ле в 1855 году была пуб­ли­ка­ция, близ­кая к изло­жен­ной Хан­сом Воль­фом. Эта вер­сия не под­твер­жда­ет­ся архив­ны­ми доку­мен­та­ми, на кото­рые ссы­ла­ют­ся жур­на­ли­сты, да и З. В. Участкина.

Вме­сте с Вистен­гау­зе­ном в Петер­гоф при­е­ха­ло несколь­ко англий­ских спе­ци­а­ли­стов. Мастер бумаж­ной маши­ны, химик, меха­ник. Позд­нее подъ­е­ха­ла ещё груп­па из 6 спе­ци­а­ли­стов, неко­то­рые из них доби­ра­лись через Гер­ма­нию. Англи­чане, види­мо и дела­ли проект.

Маши­ны при­шлось изго­тав­ли­вать в Рос­сии. Ока­за­лось, что на Санкт-Петер­бург­ском чугу­но­ли­тей­ном заво­де не хва­та­ет ни чугу­на, ни меди. Министр мор­ских дел мар­киз де Тра­вер­се нашёл воз­мож­ность отпу­стить из Крон­штад­та чугун и медь в виде негод­ных ору­дий и сна­ря­дов. С тру­дом нашли необ­хо­ди­мое коли­че­ство кир­пи­ча — 3 млн штук.

Расследование итогов 10-летней работы

1 сен­тяб­ря 1818 г. фаб­ри­ка нача­ла рабо­тать. Через 10 лет было про­ве­де­но два рас­смот­ре­ния рабо­ты Вистен­гау­зе­на. Одно рас­сле­до­ва­ние про­во­ди­лось Депар­та­мен­том Уде­лов Мини­стер­ства импе­ра­тор­ско­го дво­ра в 1827 году. По резуль­та­там рас­сле­до­ва­ния Вистен­гау­зен напи­сал свои объ­яс­не­ния и пояс­не­ния. После это­го Нико­лай I пору­чил создать спе­ци­аль­ный Коми­тет “Желая поло­жить конец сим бес­по­ряд­кам”. Воз­гла­вил Коми­тет М. М. Спе­ран­ский. Общая сум­ма убыт­ков на 1 янва­ря 1828 года, предъ­яв­лен­ная Вистен­гау­зе­ну по резуль­та­там окон­ча­тель­но­го рас­сле­до­ва­ния и реше­ния импе­ра­то­ра соста­ви­ла свы­ше 3,8 млн руб­лей. Коми­тет выявил мас­су нару­ше­ний и недо­стат­ков, а так­же не выпол­не­ния усло­вий кон­трак­та. Из про­из­ве­дён­ной фаб­ри­кой бума­ги было про­да­но толь­ко 59%. Был сде­лан вывод о том, что при­чи­на в высо­кой цене. Тря­пьё поче­му-то на фаб­ри­ке заку­па­лось по цене до 4 раз выше той, по какой оно посту­па­ло на дру­гие фаб­ри­ки. Выяс­ни­лось, что Вистен­гау­зен в 1820‑х годах начал стро­ить под Реве­лем соб­ствен­ную бумаж­ную фаб­ри­ку. Коми­тет отме­тил попу­сти­тель­ство чинов­ни­ков, допу­стив­ших такую стран­ную ситу­а­цию: “… нель­зя не при­знать, что снис­хож­де­ни­я­ми и послаб­ле­ни­я­ми быв­шее тогда началь­ство содей­ство­ва­ло их про­дол­же­нию и умножению…Но напро­тив при явных убыт­ках спо­ри­ли толь­ко о раз­де­ле при­бы­лей, коих нико­гда не было, и в счёт или в замен сих при­бы­лей фаб­ри­кан­ту зачте­но до 248 тыс. рублей”.

Вистен­гау­зен после сня­тия его с поста дирек­то­ра уехал в Англию. 

Вопросы к истории машины без ответов

Закан­чи­ва­ет­ся рас­сле­до­ва­ние жур­на­ли­стов такой оцен­кой стран­ных собы­тий, свя­зан­ных со стро­и­тель­ством и рабо­той фабрики.

Поче­му Фурд­ри­нье, затра­тив­ший на усо­вер­шен­ство­ва­ние бумаж­ной маши­ны десят­ки тысяч фун­тов стер­лин­гов и несколь­ко лет жиз­ни, лег­ко деле­ги­ру­ет пра­во полу­чать 25% чистой при­бы­ли от фаб­ри­ки в Рос­сии був­ше­му банк­ро­ту? Поче­му в англий­ском жур­на­ле уже в 1855 году напе­ча­та­ли выдум­ку про обман рос­сий­ско­го импе­ра­то­ра? Поче­му пре­крас­но обо­ру­до­ван­ная фаб­ри­ка при­но­си­ла убыт­ки вме­сто при­бы­ли, выпус­кая про­дук­цию, невос­тре­бо­ван­ную на рын­ке? Поче­му Вистен­гау­зен, выда­вая себя за рос­сий­ско­го под­дан­но­го и полу­чив чин колеж­ско­го ассес­со­ра, не оста­вил ника­кой соб­ствен­но­сти в Рос­сии? Что всё это зна­чи­ло — при­род­ный аван­тю­ризм или зло­на­ме­рен­ная пози­ция, изна­чаль­но свя­зан­ная с англий­ской раз­вед­кой? Мы так и не при­шли к одно­знач­но­му мнению.

Важно, что журналисты, работая с архивными документами, не нашли подтверждения информации З. В. Участкиной о выплате Вистингаузену 25 % от прибыли всех бумажных машин, устанавливаемых в России в течение 10 лет. А эта, якобы имевшая место привилегия, приводится в качестве причины долгого нежелания российскими фабрикантами использовать машины для замены  ручного черпания в производстве бумаги.  

Фаб­ри­ка про­дол­жи­ла рабо­тать. Новый дирек­тор Д. Н. Казин в после­ду­ю­щие десять лет обес­пе­чил казне 2 млн руб­лей прибыли.

Характеристика первой бумажной машины 

Мы уже отме­ти­ли впе­чат­ля­ю­щее зда­ние и “двух­свет­ный” зал бум­ма­шин. Каки­ми были сами наши пер­вые маши­ны, ведь они име­ли на фаб­ри­ке име­на: № 1 и № 2?

Вер­нём­ся к изло­же­нию опи­са­ния И. И. Свиязева.На фаб­ри­ке был уча­сток обра­бот­ки тря­пья, кото­рое сор­ти­ро­ва­лось, обес­пы­ли­ва­лось, измель­ча­лось, зама­чи­ва­лось, про­мы­ва­лось, отбе­ли­ва­лось. Под­го­тов­ка тря­пья зани­ма­ла 18 часов. Уча­сток бума­го­де­ла­тель­ных машин, уча­сток прес­со­ва­ния, суш­ки и про­клей­ки. Во вновь выстро­ен­ном кор­пу­се две бумаж­ные маши­ны были уста­нов­ле­ны парал­лель­но, как это дела­лось и позд­нее (потом парал­лель­но мог­ли уста­нав­ли­вать­ся несколь­ко машин). Зал бум­ма­шин был “двух­свет­ный”, т.е свет падал через окна с двух сто­рон. Это хоро­шо вид­но на рисун­ке, поме­щён­ном в заго­лов­ке поста.

Сет­ка маши­ны была с тряс­кой, име­ла гауч — вал с сук­ном, после сет­ки бумаж­ное полот­но посту­па­ло в двух­валь­ный пресс с транс­порт­ным сук­ном. После прес­са влаж­ная бума­га нама­ты­ва­лась на “дере­вян­ный парал­ле­ле­пи­пед” (по опре­де­ле­нию [5] — “мото­ви­ло”). Шири­на маши­ны 1м 40 см, ско­рость выра­бот­ки бума­ги 7,3 м в мин. Через каж­дые 12 минут (100 обо­ро­тов мото­ви­ла) мото­ви­ло с намо­тан­ной на него бума­гой сни­ма­лось и на его место ста­ви­лось пустое. Бумаж­ное полот­но с мото­ви­ла сре­за­лось листа­ми. Листы были влаж­ны­ми, их укла­ды­ва­ли на дос­ки и сто­пу листов с про­клад­ка­ми прес­со­ва­ли в руч­ном вин­то­вом прессе.

После прес­со­ва­ния листы посту­па­ли в ком­на­ту (каме­ру), где раз­ве­ши­ва­лись на воло­ся­ных верёв­ках для суш­ки. Суши­ли горя­чим воз­ду­хом, посту­пав­шим от 6 печей. Далее листы мог­ли про­кле­и­вать­ся оку­на­ни­ем в клей (для опре­де­лён­ных сор­тов бума­ги). В этом слу­чае их сно­ва отжи­ма­ли в том же руч­ном прес­се, уда­ляя избы­ток клея. Бума­га ещё раз суши­лась и посту­па­ла в окон­ча­тель­ную ком­на­ту. Листы сор­ти­ро­ва­ли, по-воз­мож­но­сти сни­ма­ли неров­но­сти и сор. Далее листы скла­ды­ва­ли в дести и сто­пы и прес­со­ва­ли их ещё раз или в руч­ном прес­се или в гид­рав­ли­че­ском. Гид­рав­ли­че­ский пресс имел ори­ги­наль­ную кон­струк­цию и исполь­зо­вал дав­ле­ние воды.

Маши­на по про­из­во­ди­тель­но­сти заме­ня­ла 10–12 чар­паль­ных чанов!

У З. В. Участ­ки­ной нахо­дим допол­ни­тель­ные све­де­ния, отсут­ству­ю­щие у И. И. Свиязева.

Водя­ное коле­со — при­вод всей маши­ны. Оно налив­ное т.е. с пода­чей воды на коле­со свер­ху. От коле­са 4 при­вод­ных точки:

  • для рабо­ты маши­ны (по одно­му коле­су на машину);
  • для оста­нов­ки машины;
  • для тряс­ки;
  • для мешал­ки в чане с бумаж­ной массой. 

В 1825 г. для машин была созда­на ори­ги­наль­ная сушиль­ная часть из 8 мед­ных цилин­дров диа­мет­ром 325 мм, обо­гре­ва­е­мых паром.Нужно отме­тить новый для нас под­ход к обес­пе­че­нию про­из­вод­ства бума­ги водой. На фаб­ри­ке была постро­е­на систе­ма бас­сей­нов, кана­лов, шлю­зов и водо­во­дов, обес­пе­чи­вав­ших ста­биль­ность снаб­же­ния водой и защи­ту, как от павод­ков, так и от рез­ко­го паде­ния уров­ня воды, чре­ва­то­го про­из­вод­ствен­ны­ми про­бле­ма­ми. На фаб­ри­ке рабо­та­ло 120 чело­век. (В мате­ри­а­лах рас­сле­до­ва­ния чис­ли­лось 320!). Инва­ли­ды, маль­чи­ки и пере­ве­дён­ные масте­ро­вые гра­ниль­ной фаб­ри­ки. В Англии на ана­ло­гич­ном про­из­вод­стве было мень­ше работ­ни­ков. Это свя­за­но с ква­ли­фи­ка­ци­ей работ­ни­ков. Обу­че­ние рабо­чих при­ё­мам рабо­ты, чисто­те в рабо­те, сто­и­ли, как пишет И. И. Сви­я­зев, боль­шо­го тру­да. При посе­ще­нии фаб­ри­ки вдов­ству­ю­щая Импе­ра­три­ца “бла­го­во­ли­ла” при посе­ще­нии фаб­ри­ки, 20 маль­чи­ков из вос­пи­тан­ни­ков Импе­ра­тор­ско­го вос­пи­та­тель­но­го двора. 

По дан­ным [3] бум­ма­ши­на №1 рабо­та­ла до 1842 г, а затем про­да­на фаб­ри­кан­ту Жер­на­ко­ву и уста­нов­ле­на на Лизин­ской фаб­ри­ке в Петер­гоф­ском уезде.

Фаб­ри­ка была закры­та 21 авгу­ста 1848 года (по дан­ным госу­дар­ствен­но­го исто­ри­че­ско­го архи­ва), отра­бо­тав толь­ко 30 лет! 

На фаб­ри­ке под­го­то­ви­ли мно­го спе­ци­а­ли­стов, кото­рые рабо­та­ли на дру­гих пред­при­я­ти­ях Рос­сии. Здесь впер­вые опро­бо­ва­ны мно­гие тех­ни­че­ские новшества. 

Такой была пер­вая рус­ская бума­го­де­ла­тель­ная маши­на: кра­си­вой и всё же пороч­ной. Такой её сде­ла­ли люди.

Исполь­зо­ван­ные источ­ни­ки информации:

  1. Hans – Jurgen Wolf «Geschichte des Papiers», 2012, 1075 с. 
  2. И. И. Сви­я­зев “Импе­ра­тор­ская бумаж­ная фаб­ри­ка в Петер­го­фе”, РНБ, Рус­ский фонд 18.91.2. 306. 
  3. З. В. Участ­ки­на “Рус­ская тех­ни­ка в про­из­вод­стве бума­ги”, Гослесбумиздат,М‑Л., 1954г.
  4. “Исто­рия цел­лю­лоз­но бумаж­ной про­мыш­лен­но­сти Рос­сии”, РАО “Бум­пром”, кол­лек­тив авторов.
  5. И. Я. Эйдлин “Бума­го­де­ла­тель­ные и отде­лоч­ные маши­ны”, Лес­ная промышленность,1970г., 624 с.
  6. А. Потрав­нов, Т. Хме­лик https://regionavtica.ru/articles/vistingauzen-v-rossii-iz-istorii-promyshlennogo-shpionazha.html

Первая в России бумагоделательная машина.: 5 комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *