Технология и искусство в производстве бумаги

Технология-искусство производства

Пульт управ­ле­ния совре­мен­ной бума­го­де­ла­тель­ной машиной


В каж­дой про­фес­сии есть необ­хо­ди­мость обу­че­ния реме­с­лу, при­ё­мам и навы­кам, прак­ти­че­ской рабо­ты, уме­нию выпол­нять её в соот­вет­ствии с регла­мен­том, в мак­си­маль­ной сте­пе­ни оди­на­ко­во. И есть дру­гая сто­ро­на, свя­зан­ная с твор­че­ством, рабо­той над созда­ни­ем ново­го изде­лия или каче­ства. Отне­сём сюда и не ред­ко слу­ча­ю­щу­ю­ся необ­хо­ди­мость рабо­ты, порой в непри­выч­ных, нестан­дарт­ных усло­ви­ях для полу­че­ния бума­ги опре­де­лён­но­го каче­ства. О про­из­вод­стве бума­ги как тех­но­ло­гии и как искус­ства наш пост.

Сло­ва­ри опре­де­ля­ют тех­но­ло­гию (от гре­че­ско­го techne – искус­ство (!), мастер­ство, уме­ние и logos-сло­во, уче­ние) как сово­куп­ность мето­дов обра­бот­ки, изго­тов­ле­ния, изме­не­ния состо­я­ния, свойств, фор­мы сырья, мате­ри­а­ла или полу­фаб­ри­ка­та, при­ме­ня­е­мых в про­цес­се про­из­вод­ства, для полу­че­ния гото­вой про­дук­ции.

Таким обра­зом, меж­ду тех­но­ло­ги­ей и искус­ством не такая уж боль­шая раз­ни­ца. Мож­но ска­зать, что техно­ло­гия-это реа­ли­зо­ван­ное на прак­ти­ке искус­ство, или искус­ство про­из­вод­ства изде­лий.

Изго­тов­ле­ние бума­ги когда-то счи­та­лось без­услов­ным искус­ством. В сред­не­ве­ко­вой Евро­пе гиль­дия бумаж­ни­ков, как и гиль­дия живо­пис­цев, была под покро­ви­тель­ством свя­то­го Луки, кото­рый в обра­зе кры­ла­то­го быка при­сут­ству­ет на их гер­бе. На рисун­ке один из гер­бов немец­ких бумажников.

В деле изго­тов­ле­ния бума­ги эта вто­рая сто­ро­на, в наше вре­мя, про­яв­ля­ет­ся не столь оче­вид­но, но её нуж­но видеть. Про­ще её най­ти, напри­мер, в про­из­вод­стве бума­ги для книг. В кни­гах бума­га несёт соб­ствен­ную высо­кую эсте­ти­че­скую нагруз­ку. Ощу­ще­ние кни­ги вклю­ча­ет вос­при­я­тие цве­та и струк­ту­ры поверх­но­сти бума­ги, так­тиль­ные ощу­ще­ния, соче­та­ю­щи­е­ся со зву­ко­вы­ми, воз­ни­ка­ю­щи­ми при пере­ли­сты­ва­нии бумаж­ных стра­ниц, (есть такие поня­тия – гриф или звон­кость бума­ги) и т. д. Все эти каче­ства долж­ны вос­про­из­во­дить­ся в тира­жах. Их вос­про­из­ве­де­ние в про­из­во­ди­мой бума­ге пра­во­мер­но отне­сти к искусству.

Несо­мнен­но при­сут­ствие искус­ства в про­ек­ти­ро­ва­нии и изго­тов­ле­нии бума­ги с водя­ны­ми зна­ка­ми, когда вид бума­ги на про­свет несёт худо­же­ствен­ное содер­жа­ние. Нагляд­но это про­яв­ля­ет­ся, напри­мер, при созда­нии банк­нот или фир­мен­ных блан­ков с лого­ти­па­ми в виде водя­ных знаков . 

Водяной знак ручного отлива

Спра­ва водя­ной знак “Мадон­на” в бума­ге руч­но­го чер­па­ния, полу­чен­ный на Гозна­ке с исполь­зо­ва­ни­ем спе­ци­аль­ной тех­но­ло­гии изго­тов­ле­ния с про­ме­жу­точ­ной вос­ко­вой фор­мой (лито­фа­ни­ей).

Соче­та­ния тех­ни­че­ско­го мастер­ства и худо­же­ствен­но­го вку­са про­яв­ля­ет­ся в боль­шом ассор­ти­мен­те кос­ме­ти­че­ских, гиги­е­ни­че­ских изде­лий, раз­но­об­раз­ной упа­ков­ке, и т.д.

Искусство производства бумаги

Понят­но при­сут­ствие твор­че­ских эле­мен­тов в изго­тов­ле­нии дизай­нер­ской, деко­ра­тив­ной бума­ги, окра­шен­ной, с вклю­че­ни­я­ми, или тис­не­ни­ем поверхности. 

Про­изо­шед­шая с изоб­ре­те­ни­ем в кон­це XVIII века бумаж­ной маши­ны интен­си­фи­ка­ция про­цес­са про­из­вод­ства, сме­сти­ла зна­чи­мость двух сто­рон в содер­жа­нии про­фес­сии бумаж­ни­ка: тех­ни­че­ско­го мастер­ства и худо­же­ствен­но­го, твор­че­ско­го содер­жа­ния в сто­ро­ну тех­ни­че­ско­го мастер­ства-тех­но­ло­гии. Но и при рабо­те на бумаж­ной машине, с её воз­рас­та­ю­щи­ми ско­ро­стя­ми и объ­ё­ма­ми про­из­вод­ства, роль твор­че­ско­го нача­ла сохра­ни­лась, полу­чив дру­гие воз­мож­но­сти, меха­низ­мы воз­дей­ствия в виде средств, кон­тро­ля и управления.

Метод не уничтожает творчество

Тех­но­ло­гию мож­но рас­смат­ри­вать как метод. А нали­чие мето­да урав­ни­ва­ет спо­соб­но­сти. Все, вла­де­ю­щие тех­но­ло­ги­ей полу­ча­ют отно­си­тель­но лёг­кое, во вся­ком слу­чае, извест­ное сред­ство. Про­ис­хо­дит ли при этом уни­фи­ка­ция? Вероятно. 

Про­из­вод­ство бума­ги на сред­не­ве­ко­вой мануфактуре

Тех­но­ло­гия бумаж­но­го про­из­вод­ства созда­ва­лась как мно­го­ста­дий­ный про­цесс, такой она и оста­ёт­ся в наше вре­мя. При при руч­ном про­из­вод­стве бума­га про­хо­ди­ла через руки чело­ве­ка свы­ше 30 раз! В совре­мен­ном про­из­вод­стве содер­жа­ние про­цес­са изго­тов­ле­ния бума­ги сохра­ни­лось — изме­ни­лись мето­ды их реа­ли­за­ции. (О направ­ле­ни­ях раз­ви­тия про­из­вод­ства цел­лю­лоз­ных мате­ри­а­лов в нашем посте). Раз­мол, про­клей­ка, напол­не­ние, отлив, прес­со­ва­ние, суш­ка, ино­гда с поверх­ност­ной обра­бот­кой и отдел­кой каланд­ри­ро­ва­ни­ем — это часто не все ста­дии про­цес­са изго­тов­ле­ния бума­ги. Обес­пе­че­ние про­из­вод­ства потре­бо­ва­ло раз­ви­тия кон­тро­ля и регу­ли­ро­ва­ния тех­но­ло­ги­че­ских про­цес­сов, инже­нер­но­го обес­пе­че­ния обслу­жи­ва­ния средств кон­тро­ля и управ­ле­ния и тех­но­ло­ги­че­ско­го обо­ру­до­ва­ния. Появи­лись служ­бы налад­ки, обес­пе­че­ния и т. д. Роль чело­ве­ка при этом толь­ко возросла. 

Про­из­во­ди­мая бумаж­ной маши­ной бума­га отгру­жа­ет­ся еже­су­точ­но эшелонами.

Искусство производства закладывается в лаборатории

Каж­дая из ста­дий про­из­вод­ства мно­го­ва­ри­ант­на. Могут изме­нять­ся свой­ства исход­ных мате­ри­а­лов, или пара­мет­ры про­цес­сов. Это свя­за­но и с осо­бен­но­стя­ми исполь­зу­е­мо­го обо­ру­до­ва­ния, с изме­не­ни­ем исход­ных мате­ри­а­лов, тра­ди­ци­я­ми кон­крет­но­го производства.

Вари­а­тив­ность всех этих усло­вий пред­по­ла­га­ет искус­ство в исполь­зо­ва­нии их соче­та­ния в тех­но­ло­гии про­из­вод­ства, для полу­че­ния конеч­но­го про­дук­та с нуж­ны­ми свой­ства­ми. Так что в про­из­вод­стве бума­ги, осо­бен­но на ста­дии отра­бот­ки тех­но­ло­гии, рабо­та тех­но­ло­га это несо­мнен­но искусство.

При этом циф­ро­вые тех­но­ло­гии, широ­ко исполь­зу­е­мые в управ­ле­нии про­цес­са­ми про­из­вод­ства бума­ги на совре­мен­ных бума­го­де­ла­тель­ных маши­нах — инстру­мент, поз­во­ля­ю­щий реа­ли­зо­вать искус­ство изго­тов­ле­ния бума­ги сегодня.

Резюме

Более чем 2000-лет­няя исто­рия про­из­вод­ства бума­ги убеж­да­ет в том, что про­ис­хо­дит посто­ян­ное изме­не­ние тех­но­ло­гии с изме­не­ни­ем назна­че­ния бума­ги. А назна­че­ние, в свя­зи с дви­же­ни­ем к зеле­ной эко­но­ми­ке ста­но­вит­ся всё более важ­ным, и раз­но­об­раз­ным, так как созда­ёт бла­го­при­ят­ную аль­тер­на­ти­ву про­из­вод­ству на осно­ве невоз­об­нов­ля­е­мых источ­ни­ков сырья. Твор­че­ское отно­ше­ние здесь про­яв­ля­ет­ся в отно­ше­нии к тех­но­ло­гии как искус­ству нова­ций при исполь­зо­ва­нии име­ю­щих­ся средств для созда­ния вос­тре­бо­ван­ных продуктов.


Этот пост про­дол­жа­ет посты под руб­ри­кой “Люди про­фес­сии” о людях обу­ча­ю­щих про­фес­сии бумаж­ни­ка и мно­го сде­лав­ших для цел­лю­лоз­но — бумаж­ной промышленности.

Технология и искусство в производстве бумаги: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *