История бумаги. Начало

Изготовление бумаги начиналось и долгое время оставалось ручным производством. Его особенности, заключающиеся в необходимости постоянно учитывать меняющиеся свойства воды, сырья,погодные условия, требования заказчиков выработали в изготовителях бумаги - бумажниках творческий подход к своему делу. На гербе бумажников средневековой Германии, вынесенном в заголовок поста, голубой щит, олицетворяющий воду - важную основу производства, три белых листа бумаги на щите. Над щитом, голова быка, которая была символическим изображением святого Луки - покровителя художников.
Кейзер Фердинанд III в 1656 году сказал о родстве профессии бумажников и художников: "Это производство без всякого преувеличения следует рассматривать как создание произведения искусства, оно необходимо всему миру и вызывает восхищение" (Hans Hentschel, институт целлюлозы и бумаги в Хейденау,1967).

В исто­рии бума­ги закре­пил­ся миф о пер­вом изоб­ре­та­те­ле, мини­стре при несколь­ких китай­ских импе­ра­то­рах по име­ни Цай Лунь (Tsai-Lun). Про­изо­шло это, яко­бы в 105 году нашей эры. Эта дата ста­ла извест­на бла­го­да­ря хро­ни­ке, издан­ной в 450 году, через 3,5 века! Обоб­щая извест­ную сего­дня инфор­ма­цию, мы можем с опре­де­лён­но­стью ска­зать, что эле­мен­ты тех­но­ло­гии про­из­вод­ства бума­ги были извест­ны и до Цай Луня. Так как бума­га отно­сит­ся к мате­ри­а­лам, кото­рые интен­сив­но раз­ру­ша­ют­ся под вли­я­ни­ем при­род­ных фак­то­ров, веще­ствен­ных сви­де­тельств той, самой пер­вой бума­ги, конеч­но не оста­лось. На тер­ри­то­рии цен­траль­но­го Китая в 1978 году обна­ру­же­ны образ­цы бума­ги, изго­тов­лен­ной, как оце­ни­ва­ют учё­ные, в пери­од 73- 69 годов до нашей эры. Это веро­ят­но, самая древ­няя, дошед­шая до нас, бума­га. Сего­дня есть дан­ные о том, что бума­га мог­ла воз­ник­нуть не как мате­ри­ал для пись­ма, а как мате­ри­ал для одеж­ды, веро­ят­но более насущ­ной для людей в дав­ние вре­ме­на.

Безбумажная письменность

Толь­ко око­ло 20 000 лет назад люди нача­ли фик­си­ро­вать свои мыс­ли для сохра­не­ния их и пере­да­чи дру­гим. Это были изоб­ра­же­ния живот­ных, каких-то кар­тин из жиз­ни на кам­нях или камен­ных сте­нах пещер, потом назва­ли пет­ро­гли­фа­ми. Десять тыся­че­ле­тий насчи­ты­ва­ет воз­раст скульп­тур, сосу­дов, дошед­ших до нас. Жела­ние уско­рить фик­си­ро­ва­ние и пере­да­чу инфор­ма­ции, при­ве­ло людей к при­ду­мы­ва­нию услов­ных знач­ков, упро­ще­нию изоб­ра­же­ний. Воз­ник шрифт, кото­рый уни­фи­ци­ро­вал про­цесс фик­си­ро­ва­ния и пере­да­чи инфор­ма­ции. Появи­лись иеро­гли­фы, бук­вы. Изоб­ра­же­ния, кото­рые мож­но отне­сти к зачат­кам пис­мен­но­сти име­ют воз­раст 5000–6000 лет.

Наря­ду с забо­той о про­пи­та­нии и защи­те себя от непо­го­ды и хищ­ни­ков, люди стре­ми­лись запе­чат­леть вол­ну­ю­щую их инфор­ма­цию, пере­дать впе­чат­ле­ния дру­гим или оста­вить себе на память. Воз­ни­ка­ла так­же потреб­ность в дли­тель­ном сохра­не­нии посто­ян­но исполь­зу­е­мой инфор­ма­ции, напри­мер куль­то­вой, рас­по­ря­ди­тель­но – зако­но­да­тель­ной. Стрем­ле­ние к облег­че­нию фор­ми­ро­ва­ния сооб­ще­ний при­ве­ло к исполь­зо­ва­нию спе­ци­аль­ных носи­те­лей – камен­ным, дере­вян­ным, мед­ным плит­кам. Плит­ки соста­ви­ли важ­ный этап в раз­ви­тии пись­мен­но­сти.

Древ­ней­шие из упо­мя­ну­тых пли­ток най­де­ны в Месо­по­та­мии. Покры­тые кли­но­пи­сью и иеро­гли­фа­ми дощеч­ки исполь­зо­ва­ли егип­тяне и шуме­ры за 4000 лет до Рож­де­ства Хри­сто­ва. Позд­нее, за 1500 лет до н.э., зако­ны Мои­сея были высе­че­ны на камен­ных пли­тах (скри­жа­лях). Камен­ные пли­ты позд­нее были заме­не­ны руко­твор­ны­ми гли­ня­ны­ми. Одно из тво­ре­ний древ­не­гре­че­ско­го поэта Гоме­ра — поэ­ма “Илли­а­да” была выгра­ви­ро­ва­на на свин­цо­вых пла­стин­ках, счи­та­ет­ся, что это при­мер­но IX-VIII век до нашей эры. В Индии для запи­си зако­нов и важ­ных госу­дар­ствен­ных доку­мен­тов поль­зо­ва­лись неред­ко мед­ны­ми пла­стин­ка­ми. В Древ­ней Гре­ции, а позд­нее в Риме полу­чи­ли рас­про­стра­не­ние дере­вян­ные дощеч­ки, покры­тые сло­ем вос­ка. Вощё­ные дощеч­ки исполь­зо­ва­лись в Евро­пе ещё дол­гое вре­мя после того, как появи­лись дру­гие более удоб­ные, хотя и более доро­гие мате­ри­а­лы для пись­ма. В Нов­го­ро­де из куль­тур­ных сло­ёв зем­ли, дати­ру­е­мых ХI – ХIV века­ми извле­че­но боль­шое коли­че­ство бере­стя­ных гра­мот с запи­ся­ми, сде­лан­ны­ми ост­ры­ми костя­ны­ми стерж­ня­ми.

Изме­не­ния в исполь­зу­е­мых носи­те­лях, вли­я­ло и на инстру­мен­ты для пись­ма и на исполь­зу­е­мые шриф­ты. На влаж­ных гли­ня­ных дощеч­ках мож­но было писать дере­вян­ны­ми палоч­ка­ми. Писа­ли кли­но­пи­сью, то после того как позд­нее пер­са­ми стал исполь­зо­вать­ся более удоб­ный эла­стич­ный мате­ри­ал – сырые кожи живот­ных и для пись­ма на них уже исполь­зу­ет­ся упро­щён­ный шрифт, при­бли­жен­ный к бук­вен­но­му. Изра­иль­тяне в 10 веке до н.э. во вре­ме­на прав­ле­ния Дави­да исполь­зо­ва­ли кожу овец и коз.

Самым извест­ным мате­ри­а­лом древ­но­сти для пись­ма был папи­рус. Ста­рей­ший, най­ден­ный в еги­пет­ских гроб­ни­цах папи­рус хра­нит­ся в Париж­ской Наци­о­наль­ной биб­лио­те­ке и дати­ру­ет­ся при­мер­но 3500 года­ми д.н.э. Про­из­во­дил­ся папи­рус в виде листов или свит­ков из трос­ни­ка с таким же назва­ни­ем и это уже был про­дукт опре­де­лён­ной мно­го­сту­пен­ча­той тех­но­ло­гии про­из­вод­ства. Писа­ли на папи­ру­се чер­ни­ла­ми на осно­ве сажи и воды, кото­рая немно­го загу­ща­лась рас­ти­тель­ным гум­ми­а­ра­би­ком. Для пись­ма поль­зо­ва­лись трос­ни­ко­вым гри­фе­лем, кото­рый на кон­чи­ке рас­щеп­лял­ся. Это уже было близ­ко к гуси­но­му перу, кото­рым писал Пуш­кин! Про­из­вод­ство папи­ру­са про­су­ще­ство­ва­ло до 10 века. В стра­нах сре­ди­зем­но­мо­рья он исполь­зо­вал­ся четы­ре с поло­ви­ной тыся­че­ле­тия!

Заго­тов­ки рас­сло­ён­но­го трос­ни­ка для изго­тов­ле­ния свитка/листа папи­ру­са

Когда Пто­ле­мей запре­тил вывоз папи­ру­са из Егип­та, созда­вая кни­го­хра­ни­ли­ще в Алек­сан­дрие, воз­ник­ла потреб­ность в аль­тер­на­тив­ном мате­ри­а­ле. Он был полу­чен неза­мед­ли­тель­но, это был II век нашей эры, в сирий­ской Пер­га­ме. Там ста­ли выде­лы­вать шку­ры телят, коз, овец, под­вер­гая их щелоч­ной обра­бот­ке. Выдел­ка кож для пись­ма в ту пору уже дав­но была извест­на. В более древ­ние вре­ме­на ионий­цы, напри­мер, писа­ли на бара­ньих и козьих шку­рах, с кото­рых толь­ко соскаб­ли­ва­ли шерсть. Пер­га­мент же был более усо­вер­шен­ство­ван­ным мате­ри­а­лом, на кото­ром писа­ли с двух сто­рон. Исполь­зо­ва­ние и про­из­вод­ство пер­га­мен­та было широ­ко рас­про­стра­не­но ещё в сред­не­ве­ко­вой Евро­пе XII-XIII веков. На нём писа­ли в тече­ние 1200–1500 лет. И хотя в XXII веке в Испа­нии появи­лись пер­вые бумаж­ные мель­ни­цы, в Евро­пе ещё не было потреб­но­сти в бума­ге. Обхо­ди­лись пер­га­мен­том.

Лист пер­га­мен­та в музее

К созданию бумаги разными путями

Чело­ве­че­ство под­сту­па­лось к созда­нию бума­ги посте­пен­но и сра­зу из раз­ных гео­гра­фи­че­ских реги­о­нов. Мате­ри­а­лы для пись­ма из рас­ти­тель­но­го сырья опре­де­ля­лись при­род­ны­ми усло­ви­я­ми этих реги­о­нов. В колы­бе­ли чело­ве­че­ства — Афри­ке егип­тяне исполь­зо­ва­ли ниль­ский трос­ник – папи­рус. Здесь воз­ник мате­ри­ал для пись­ма, кото­рый назва­ли папи­ру­сом. А за тыся­чи кило­мет­ров от Нила, в Цен­траль­ной и Южной Аме­ри­ке, при­мер­но на той же широ­те, писа­ли на коре и лубе, т.е. под­кор­ко­вом слое дере­вьев, в госу­дар­ствах, создан­ных наро­да­ми мая, ацте­ков. Этот мате­ри­ал назы­вал­ся “тапа”. От “тапа” до бума­ги тех­но­ло­гия долж­на была сде­лать три шага. Это выво­ды немец­ко­го иссле­до­ва­те­ля Хан­са-Юрге­на Воль­фа (Hans – Jurgen Wolf “Geschichte des Papiers”, 2012).

Шаг 1. Исполь­зо­ва­ние, име­ю­ще­го зна­чи­тель­ную пло­щадь лубя­ной мате­ри­ал дере­вьев, покры­тый соста­вом для при­да­ния мате­ри­а­лу свойств мате­ри­а­ла для пись­ма. Это “тапа”.

Шаг 2. Пере­ра­бот­ка малень­ких поло­сок луба c их пере­крёст­ным соеди­не­ни­ем (извест­но, напри­мер, у ацте­ков).

Шаг 3. Измель­че­ние луба до отдель­ных воло­кон, их соеди­не­ние с помо­щью воды и полу­че­ние бума­ги. Это уже соб­ствен­но про­из­вод­ство бума­ги.

Мате­ри­ал для пись­ма осо­бен­но был вос­тре­бо­ван в урба­ни­зи­ро­ван­ных высо­ко­куль­тур­ных циви­ли­за­ци­ях, кото­рые воз­ник­ли в Егип­те, Юго-Восточ­ной Азии и Цен­траль­ной и Южной Аме­ри­ке. Эти циви­ли­за­ции харак­те­ри­зу­ют­ся нали­чи­ем объ­еди­ня­ю­ще­го нача­ла в виде трёх эле­мен­тов: язы­ка, как сред­ства ком­му­ни­ка­ции, пись­мен­но­го шриф­та и мате­ри­а­ла для пись­ма. Неко­то­рые спе­ци­а­ли­сты пола­га­ют, что “тапа” пер­во­на­чаль­но исполь­зо­ва­лась для изго­тов­ле­ния одеж­ды. Одеж­ду из “тапа” укра­ша­ли, рас­кра­ши­вая в раз­ные цве­та, покры­ва­ли рисун­ка­ми и, в кон­це – кон­цов, этот мате­ри­ал ста­ли исполь­зо­вать для пись­ма.

Сви­де­тель­ства исполь­зо­ва­ния мате­ри­а­лов из луба дере­вьев най­де­ны в Мек­си­ке (из луба фику­сов), Гва­те­ма­ле, Непа­ле, Сиа­ме, в Поли­не­зии, Индо­не­зии и Афри­ке. В Непа­ле и Сиа­ме най­де­ны сви­де­тель­ства исполь­зо­ва­ния измель­чён­ной дре­ве­си­ны (бумаж­ной мас­сы), кото­рая полу­ча­лась исти­ра­ни­ем дере­ва при тре­нии о камень. Это был про­цесс полу­че­ния дре­вес­ной мас­сы, кото­рый в Евро­пе толь­ко в ХIХ веке реа­ли­зо­вал Фри­дрих Кел­лер, изоб­рёв­ший дефи­брёр, поз­во­ляв­ший исти­рать дре­ве­си­ну на камне в при­сут­ствии воды. Есть сви­де­тель­ства об исполь­зо­ва­нии для пись­ма листьев.

Кни­га на листьях. Лаос

Вре­мя воз­ник­но­ве­ния мате­ри­а­ла из коры и луба дере­вьев “тапа” не извест­но, име­ют­ся наход­ки, дати­ру­е­мые 2 тыся­ча­ми лет до н.э. Но этот мате­ри­ал исполь­зо­вал­ся и рань­ше.

Изго­тов­ле­ние тка­ней, тка­че­ство, воз­ник­но­ве­ние кото­ро­го отно­сят ко вре­ме­ни 5–12 тысяч лет назад (конец камен­но­го века). Более точ­но­го вре­мен­но­го отрез­ка не уста­но­вить по той же при­чине, что и для бума­ги – мате­рия под­вер­же­на раз­ру­ше­нию и не дошла до наше­го вре­ме­ни. Одеж­да это всё же более насущ­ная необ­хо­ди­мость и счи­та­ет­ся, что одеж­да из коры стар­ше тка­ной.

Для пле­те­ния тка­ней исполь­зо­ва­ли полос­ки кожи живот­ных, тра­ву, трос­ник, лиа­ны, моло­дые вет­ви кустов и дере­вьев.

Отме­тим боль­шую веро­ят­ность того, что к исполь­зо­ва­нию коры и луба дере­вьев, а так­же измель­чён­ной дре­ве­си­ны для пись­ма, при­шли после того, как эти мате­ри­а­лы были исполь­зо­ва­ны в изго­тов­ле­нии одеж­ды, покры­тия стен.

В дои­сто­ри­че­ские вре­ме­на был ещё один мате­ри­ал, напо­ми­нав­ший бума­гу, — нетка­ный волок­ни­стый мате­ри­ал, изго­тов­лен­ный из шер­сти или дру­гих тон­ких воло­кон, спрес­со­ван­ных во влаж­ной сре­де и под­верг­ну­тых меха­ни­че­ской обра­бот­ке. Такой мате­ри­ал изго­тав­ли­ва­ли в Мон­го­лии и китай­цы мог­ли быть с ним зна­ко­мы.

В китай­ских хро­ни­ках есть инфор­ма­ция и о мате­ри­а­ле, полу­ча­е­мом путём раз­дав­ли­ва­ния шел­ко­вич­ных коко­нов и обра­зо­ва­ния сплош­но­го мата, кото­рый исполь­зо­вал­ся для пись­ма. Этот спо­соб тоже выгля­дит как пере­ход­ный от тка­че­ства к бумаж­но­му про­из­вод­ству.

Сва­ля­ные полот­на из воло­кон были извест­ны задол­го до появ­ле­ния бума­ги. Но соб­ствен­но бума­га это мате­ри­ал, изго­тов­лен­ный из воло­кон, у кото­рых внеш­няя стен­ка воло­кон раз­ру­ша­лась при пред­ва­ри­тель­ной меха­ни­че­ской обра­бот­ке (Hannu Paulapuro “Papermaking Science and Technology”, Papery ja Puu Oy, Finland, 2008). Эта обра­бот­ка впо­след­ствии ста­ла назы­вать­ся раз­мо­лом. Про­из­во­див­ша­я­ся в при­сут­ствии воды, она акти­ви­зи­ро­ва­ла поверх­ность воло­кон и спо­соб­ство­ва­ла обра­зо­ва­нию меж­ду ними водо­род­ных свя­зей.

Китай занимает особое место в истории бумаги. Ни один народ не сделал столько для создания письменности, искусства каллиграфии, шрифтов, наконец, печати, как китайский.

Про­из­вод­ство бума­ги в Китае есте­ствен­ным обра­зом воз­ник­ло на осно­ве про­из­вод­ства и исполь­зо­ва­ния шёл­ка. Шёлк тка­ли из нитей живот­но­го про­ис­хож­де­ния, выра­ба­ты­ва­е­мых личин­ка­ми туто­во­го шел­ко­пря­да. В Китае раз­ви­ва­лась пись­мен­ность на шёл­ке. Писа­ли на шёл­ке (пишут, а так же и рису­ют до сих пор) с помо­щью тон­ких кистей и чер­нил. И после того, как появил­ся в каче­стве пись­мен­но­го мате­ри­а­ла бам­бук — бам­бу­ко­вые дощеч­ки, шёлк оста­вал­ся в каче­стве лёг­ко­го, гиб­ко­го и поэто­му удоб­но­го мате­ри­а­ла для пись­ма. Шёлк был доро­гой, а бам­бу­ко­вые дос­ки, кото­рые свя­зы­ва­лись меж­ду собой кожа­ны­ми лен­та­ми, были тяже­лы и неудоб­ны.

Кни­га на бам­бу­ке

Возникновение бумаги. Начальный период. Миф о Цай Луне.

Китай­цы смог­ли отой­ти от про­цес­са тка­че­ства при изго­тов­ле­нии щёл­ка из нитей и нашли дру­гое тех­но­ло­ги­че­ское направ­ле­ние, кото­рое поз­во­ли­ло полу­чать подоб­ный шёл­ку мате­ри­ал, но суще­ствен­но более дешё­вый.

Об этой тех­но­ло­гии и этом мате­ри­а­ле и сооб­щил в 105 году нашей эры импе­ра­то­ру умный при­двор­ный Цай Лунь. Деше­виз­на опре­де­ля­лась тем, что подоб­ный шёл­ку мате­ри­ал Цай Лунь пред­ло­жил изго­то­вить из недо­ро­гих мате­ри­а­лов: коры туто­вых дере­вьев, пень­ки, отхо­дов про­из­вод­ства шёл­ка, ста­рых рыбо­лов­ных сетей, рост­ков бам­бу­ка.

Китай­ский иеро­глиф “ДЖИ” — “бума­га” име­ет такой вид:

Ока­зы­ва­ет­ся, он содер­жит в себе эле­мент иеро­гли­фа “СЫ” – “шёлк”, кото­рый выгля­дит так:

Пер­вая поло­ви­на иеро­гли­фа “бума­га” пол­но­стью повто­ря­ет поло­ви­ну иеро­гли­фа “шёлк”! Это гово­рит мно­гое о про­ис­хож­де­нии бума­ги.

Разо­брать­ся в иеро­гли­фах мне помог­ла моя внуч­ка, изу­ча­ю­щая китай­ский язык.

Инте­рес­но, что в пуб­ли­ка­ци­ях, обна­ру­жен­ных в Китае, отно­ся­щих­ся к II-III веку нашей эры, есть сви­де­тель­ство того, что суще­ство­ва­ла бума­га под раз­ны­ми назва­ни­я­ми. Это почти как сей­час у нас бума­га раз­ных фир­мен­ных назва­ний. Бума­га, изго­тов­лен­ная по спо­со­бу Цай Луня назы­ва­лась бума­гой Цай Луня, Ханс-Юрген Вольф при­во­дит источ­ни­ки, где бума­га назы­ва­ет­ся “Мило­сти­вый Цай Лунь” . Бума­га из коры дере­вьев назы­ва­лась “Гу-бума­гой”, из рыбо­лов­ных сетей “сет­ча­той бума­гой”. Это под­твер­жда­ет мысль о том, что Цай Лунь не был изоб­ре­та­те­лем бума­ги вооб­ще, а изоб­рёл и опи­сал спе­ци­фи­че­ский спо­соб её про­из­вод­ства.

Мемо­ри­ал Цай Луня в местеч­ке Лэй­ян, про­вин­ция Хунань

Одним сло­вом, если само изоб­ре­те­ние бума­ги Цай Лунем сомнительно,то его вли­я­ние на опи­са­ние спо­со­ба про­из­вод­ства дешё­вой бума­ги и её рас­про­стра­не­ние сле­ду­ет при­знать бес­спор­ным. И он оста­ёт­ся ува­жа­е­мым в Китае и мире чело­ве­ком, сто­яв­шем у исто­ков ново­го для людей мате­ри­а­ла — бума­ги. Когда в Китае ста­ли всё шире исполь­зо­вать бума­гу, Евро­па исполь­зо­ва­ла папи­рус, а затем и пер­га­мент. И про­шло более тыся­чи лет, пока бума­га при­шла в Евро­пу.

Бума­га в Китае издав­на широ­ко исполь­зо­ва­лась. Она заме­ня­ла в окнах стек­ло, исполь­зо­ва­лась для изго­тов­ле­ния зон­ти­ков, раз­ных изде­лий инте­рье­ра. В 363 году появи­лась пекин­ская газета,(в Евро­пе это про­изо­шло более, чем на тыся­чу лет позд­нее) в VII веке Китай стал исполь­зо­вать пер­вые бумаж­ные день­ги, в IX веке бумаж­ные сал­фет­ки.

От ткачества к бумаге и обратно

Про­из­вод­ство бума­ги сего­дня мож­но отне­сти к наи­бо­лее тех­ни­че­ски и тех­но­ло­ги­че­ски про­дви­ну­тым про­из­вод­ствен­ным про­цес­сам. Про­из­во­дит­ся бума­га на бума­го­де­ла­тель­ных маши­нах, рабо­та­ю­щих непре­рыв­но круг­лые сут­ки с корот­ки­ми тех­ни­че­ски­ми оста­но­ва­ми раз в неде­лю или ещё реже. В огром­ном бумаж­ном цехе почти не най­ти людей. Обслу­жи­ва­ю­щая сме­на управ­ля­ет про­цес­сом сидя за мони­то­ра­ми. Это пол­но­стью авто­ма­ти­зи­ро­ван­ное про­из­вод­ство. Совре­мен­ная бума­го­де­ла­тель­ная маши­на про­из­во­дит бумаж­ное полот­но со ско­ро­стью до 2 и более кило­мет­ров мину­ту. Шири­на это­го полот­на часто дости­га­ет 12 мет­ров. Суточ­ная выра­бот­ка выво­зит­ся с пред­при­я­тия желез­но­до­рож­ны­ми соста­ва­ми.

Карл Маркс в сво­ём тру­де “Капи­тал” назвал бума­го­де­ла­тель­ную маши­ну образ­цом меха­ни­зи­ро­ван­но­го непре­рыв­но дей­ству­ю­ще­го агре­га­та.

В раз­ви­тии про­из­вод­ства бума­ги в XXI веке про­ис­хо­дят прин­ци­пи­аль­ные изме­не­ния, харак­тер­ные для всей про­из­вод­ствен­ной дея­тель­но­сти. Неко­гда счи­тав­ше­е­ся искус­ством, про­из­вод­ство бума­ги, мно­го­крат­но про­хо­див­шее через чело­ве­че­ские руки, ста­ло высо­ко авто­ма­ти­зи­ро­ван­ным и робо­ти­зи­ро­ван­ным.

Бумажная технология, снова смыкается с текстильной!

Стрем­ле­ние полу­чать мате­ри­а­лы с новы­ми свой­ства­ми: рав­но­проч­ные в про­доль­ном и попе­реч­ном направ­ле­нии, воз­ду­хо­про­ни­ца­е­мые, хоро­шо впи­ты­ва­ю­щие вла­гу, мяг­кие и проч­ные в сухом и влаж­ном состо­я­нии, при­ве­ли к раз­ви­тию тех­но­ло­гий соче­та­ю­щих отлив с близ­ким к тка­че­ству пере­пле­те­ни­ем воло­кон. Это поз­во­ли­ло полу­чать мате­ри­а­лы с новы­ми свой­ства­ми. Извест­ны совре­мен­ные тех­но­ло­гии, раз­ра­бо­тан­ные немец­ки­ми, фин­ски­ми, швед­ски­ми спе­ци­а­ли­ста­ми сов­мест­но с тек­стиль­щи­ка­ми. Есть направ­ле­ние рабо­ты по так назы­ва­е­мым “нетка­ным мате­ри­а­лам” и в Рос­сии. Об этом мы писа­ли в сво­ём посте и ещё вер­нём­ся к этой акту­аль­ной и инте­рес­ной теме.

Инте­рес­ные источ­ни­ки инфор­ма­ции:

  • Hans – Jurgen Wolf “Geschichte des Papiers”, 2012, 1075
  • Hans Hentschel “Chemiche Technologie der Zellstoff- und Papierherstellung”, Fachbuchverlag, Leipzig, 1967, 722
  • Hannu Paulapuro “Papermaking Science and Technology”, Papery ja Puu Oy, Finland, 2008
  • И.Т . Мал­кин, Исто­рия бума­ги, М., Изд-во Ака­де­мии Наук СССР, 1940. https://www.booksite.ru/fulltext/malkin/index.htm

История бумаги. Начало: 9 комментариев

  1. Очень инте­рес­ная инфор­ма­ция! Уди­ви­ло то, что бума­га мог­ла исполь­зо­вать­ся как эле­мент одеж­ды, а не для пись­мен­но­сти. Так­же не зна­ла о бам­бу­ко­вых кни­гах! Очень позна­ва­тель­но!

    1. Сонеч­ка, изви­ни, не побла­го­да­рил тебя, за ком­мен­та­рий! Спа­си­бо, род­ная! Спа­си­бо ещё раз и за содей­ствие!
      Сей­час тру­жусь над про­дол­же­ни­ем “Исто­рия бума­ги. Эпо­хи раз­ви­тия”.
      Успе­хов тебе!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *